12. Фрикативный г (г с призвуком х).

Часто
в речи можно услышать неверное произнесение
звука Г.
Это может быть связано с влиянием южного
наречия.

Давайте
проверим точность звучания согласных
К,
Г,
Х.

Звуки
К,
Г
– выдыхаемый воздух, двигаясь вперёд,
«взрывает» препятствие между сомкнутыми
задней частью языка и мягким нёбом.
Выдох короткий.

Звук
Х –
воздух на выдохе с незначительным шумом
свободно проходит через щель между
задней частью языка и мягким нёбом.
Выдох – тёплый, мягкий.

Звук
Г
в русском языке взрывной, поэтому
фрикативное щелевое произнесение звука
Г
считается орфоэпической ошибкой, речевым
недостатком, от которого следует
избавиться.

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Задание.

1.
Проспрягайте глаголы в следующих
предложениях (я, ты, он (она), мы, вы, они).

1. Я предлагаю
горячий грог.

2. Я говорю громким
голосом.

3. Я гадаю и
разгадываю, предугадываю и отгадываю.

2. Прочитайте
специально составленные предложения.
Придумайте свои варианты предложений.

1.
Горгона хулила Гермеса, Геракла хвалила
Горгона.

2. Хорёк громко
голосил в хоре хохлатых гагар.

Как избавиться от фрикативного г упражнения

3. Хрупкие георгины
нагнули свои холёные головки.

4. Глава государства
завязал голландский галстук.

5.
Греческая газета обнародовала грандиозный
сговор политиков.

6. В аграрной стране
росли гранаты, хурма, горох и грузди.

7. Прошёл слух, что
король остался без слуг.

8. Арабский шах
выверял каждый шаг.

9. Как на грех берег
был ещё далеко.

10. У него был
удовлетворительный нюх, который вёл
его на юг.

постановка звука р

В четверг Григорий
Григорьевич Гинзбург горделиво
прогуливался по Гоголевскому бульвару.
Взглянув на гранитную колонну на углу
дома № 17, он увидел герцогский герб.
Григорий Григорьевич вдруг вспомнил
свою подругу Галину, которая когда-то
играла в гольф в голубых гольфах и друга
Гогу, который, убегая от дога, прыгал и
горланил: «Помогите! Дог проглотит
меня!».

«Какая глупость!»
− подумал Григорий Григорьевич и
заморгал. «А всё этот герцогский герб!»

Прочитайте
специально составленные предложения.
Придумайте свои варианты.

1.
В торжественный день тбилисский оркестр
был в полном составе.

2. Тимофей танцевал
твист на таёжной станции.

3. Все увидели
доблесть Титана и воздали ему дань.

4. Дворяне строили
дворцы в долинах.

5. Это было истинное
творение искусства.

6. Таня и Денис на
десяти десятинах проводили своё детство.

7. В дождливый день
дьякон довольствовался терпким тёрном
и мадерой.

8. В древности
греческая трагедия была эталоном
эстетики.

9. Татары надевают
на головы тюбетейки, а таджики – тюрбаны.

10.Табун лошадей
стремительно двигался по дюнам.

Проспрягайте
глаголы в следующих предложених (я, ты,
он (она), мы, вы, они):

  1. Я говорю по-английски,
    но не понимаю по-арабски и по-азербайджански.

  2. Я могу догадаться,
    что отсюда, очевидно, один выход – по
    охраняемому коридору.

  3. Я хочу понять, как
    можно отказаться от отдыха на островах.

  4. Я могу проагитировать,
    по авторитетному мнению, за объединение.

  5. По объективно
    сложившимся обстоятельствам я
    дообследовал(а) только один объект.

Прочитайте
специально составленные предложения.
Придумайте ещё 5 своих предложений.

  1. Пётр Игоревич от
    имени нового мэра участвовал в Играх
    доброй воли.

  2. Брат и сестра
    относились к истинным любителям
    бутербродов с икрой.

  3. В июне месяце
    мальчик играл на скрипке, готовясь к
    итоговому конкурсу.

  4. Вместе с иностранными
    студентами в имеющемся списке были и
    россияне.

  5. Опрос в иранской
    армии проходил в индивидуальном порядке.

  6. Степан Ильич
    относился к импортным товарам с искренним
    любопытством.

  7. В израильской
    армии бутерброд с икрой так и будет
    недоступным деликатесом.

  8. К интенсивному
    курсу реформ присоединились наши моряки
    в Индийском океане.

  9. Фёдор Игнатьевич
    носился с идеей озеленения парка с июля
    прошлого года.

  10. К игровому полю
    подошли спортсмены из Ирака, из Индии
    и из Индонезии.

Предлагаем ознакомиться  Упражнение велосипед лежа на спине польза

1.
Проспрягайте глаголы в предложениях
(я, ты, он (она), мы, вы, они). Важно следить
за тем, чтобы в словах не исчезла [j].

1. Я стою на стоянке
троллейбуса со своей подругой.

2. Я умею играть на
рояле.

3. Я приеду поездом.

4. Я думаю о
самостоятельном выезде.

5. Я лью льняное
масло.

6. Я еду в Европу.

7.
Я ежедневно проезжаю ярмарку.

2.
Произнесите специально составленные
предложения. Не забывайте о своевременном
йотировании. Придумайте свои предложения.

1. Югославский
юрист юркнул в южный район Нью-Йорка.

2. Юнкер в юности
был юнец – юморист.

3. Юбка юбилярши
была ярко-голубая.

4. Якуты и японцы
любят яичницу.

Как избавиться от фрикативного г упражнения

5.
В январе ямщик проехал Ярославль.

6. Ёж и ёрш пришли
к единогласию в ельнике.

7. Крупье пьёт
итальянский кьянти.

8. Илья с пятью
братьями уехал во Вьетнам.

9.
Курьер проехал барьер.

10. Серьёзная статья
о курьёзах карьеры.

11.
Вьюга вьюжит рьяно.

12. Татьяна поехала
за платьем.

13. Степью с плетью
до предгорья.

14. Премьера пьесы
о семье Пьера.

15. Эскадрилья,
рьяно взлетев в поднебесье, пролетала
над Нью-Йорком.

16. Интервьюер брал
интервью у портье.

Причины неправильного произношения

В современной логопедии определяют следующие виды ротацизма, их всего 12:

  1. Полное отсутствие нужного звука. Ребенок просто не использует [р] в словах, например, краб – каб, кучер – куче.
  2. Увулярный ротацизм. При данной форме у человека отмечается искажение в произношении из-за вибрации только мягкого язычка. Подобный дефект называют «французский р» или горловой формой. Слышится своеобразный рокот.
  3. Велярный ротацизм. При этом типе дефекта [р] корень языка находится близко к нёбу и при прохождении струи воздуха начинает вибрировать нёбо, образуя неправильное звучание с различными звуковыми дефектами. Ранее подобное звучание называли картавостью.
  4. Боковой. При данном типе произношение вибрация производится боковой частью языка. В большинстве случаев подобный дефект наблюдается при анатомических неполадках в ротовой полости. При боковом ротацизме человек сочетает р и ль и в итоге произносить [рль].
  5. Интердентальный. Ребенок произносит [р], помещая язык в межзубное пространство.
  6. Назальный. У человека вибрация образуется при помощи задней части неба и глотки. Может появляться при анатомическом нарушении в виде укорочения мягкого нёба.
  7. Щёчный. Произношение [р] производится при помощи боковых частей языка и щек.
  8. Билабиальный ротацизм. Иначе называется губным, возникает за счет колебания губ при выпускании струи воздуха. Звук напоминает [прр], таким способом наездники останавливают лошадей, поэтому данная форма еще называется кучерной
  9. Проторный или одноударный. У человека используется правильная артикуляция, за исключением, что вибрация образуется один раз или вовсе отсутствует. Звук напоминает [д], а также невозможно создать непрерывное рычание [рррр].
  10. Гортанный. При данном дефекте колебание происходит за счет сомкнутых голосовых складок.
  11. Гнусавый или носовой. Струя воздуха проходит через нос и происходит своеобразное хрипение.
  12. Глоточный или фарингальный. Происходит хриплое произношение [р] за счет прохождения струи воздуха через корень языка и задней стенки глотки.

Среди вышеперечисленных дефектов наиболее распространенными являются одноударный, щелевой, кучерский, носовой, боковой и горловой. Остальные виды ротацизма встречаются гораздо реже и скорее обусловлены генетической наследственностью и анатомическими проблемами.

Параротацизм разделяется 7 видов, разница между ними заключается в замене [р] на похожие ему по звучанию[д], [ы], [й], [г], [в], [л] , [ль]. Замена ‘р’ на ‘л’ или ‘ль’ называется термином ламбдацизм (замена какой либо согласного звука на [л] или [ль]).

Среди наиболее распространенных причин возникновения речевого дефекта отмечаются различные анатомические проблемы в виде короткой подъязычной связи, высокого нёба, крупного языка. Кроме этого у детей может наблюдаться недостаточная пластичность языка. Подобный дефект постепенно исправляется логопедом при помощи специальных развивающих упражнений.

В
речи можно встретить неточность
произнесения мягких согласных ТЬ,
ДЬ.
В русском языке наряду с твёрдыми
согласными Т,
Д
существуют и соответствующие им мягкие
согласные, которые имеют другую
артикуляцию.

Давайте
проверим точность звучания согласных
Т,
Д
и ТЬ,
ДЬ.

Звуки
Т,
Д
– кончик языка прижимается к внутренней
стороне верхних зубов, затем быстро
отдёргивается.

Звуки
ТЬ,
ДЬ
– кончик языка упирается в нижние резцы,
а передняя часть спинки языка прижимается
к твёрдому нёбу.

Предлагаем ознакомиться  Сушка на две недели меню

Авторы
предлагают уточнить артикуляцию звуков
ТЬ,
ДЬ,
которые образуются за счёт большего
подъёма средней части спинки языка. При
этом кончик языка упирается в корни
нижних передних зубов, а передняя часть
языка прижимается к верхним зубам.

При
некрепком, неполном смыкании передней
части языка с передними нижними зубами
образуется очень узкая щель, и к звукам
ТЬ,
ДЬ
прибавляется СЬ,
ЗЬ.
Для устранения этого дефекта авторы
предлагают специальные упражнения в
качестве дикционного тренинга.

Ошибки,
связанные с пропуском согласных звуков,
могут быть объяснены артикуляционной
и дикционной неподготовленностью
речевого аппарата, незнанием орфоэпических
норм, торопливостью речи, отсутствием
речевого самоконтроля и речевого слуха.

1. двойных согласных;

2. сочетаний «СТ»
и «СТВ»;

Как избавиться от фрикативного г упражнения

3. сочетаний «СП»
и «ВОСП»;

4. окончания
прилагательных -ВОГО;

5. глагольных
окончаний -ВОВАТЬ, -ВЫВАТЬ.

  1. Самая распространённая причина (67,5%) – это испуг. Очень часто от испуга люди теряют, как говорится, «дар речи». Большинство на секунды, а многие на долгие годы.

Если сразу после психологической травмы возникло заикание, то можно сделать следующие выводы:

  • — психологическая травма является истиной причиной заикания;
  • — психологическая травма является пусковым механизмом (возможно, имелась неврологическая предрасположенность);
  1. На втором месте – это ушибы и травмы (27,5%).
  2. Инфекционные заболевания и подражания.
  3. Предрасполагающие причины. Среди них особое место занимает возраст. Часто заиканием страдают дети от двух до пяти лет. А также замечено, что мальчики чаще подвержены заиканию, чем девочки. И еще одной из предрасполагающих причин, является наследственность. Выражается это во множественных случаях заболевания в семье.
постановка звука р

Комплекс арт-упражнений.

Формы ротацизма:

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.

Причины:

  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Как избавиться от фрикативного г упражнения

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.
Буква

Автоматизация буквы «Р».

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Как избавиться от ротацизма и начать свободно общаться

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.

Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:

  1. «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».
Предлагаем ознакомиться  Комплекс упражнений для икроножных мышц

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. «Пузыри».
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница».
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси».
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
  4. «Воздушный шар».
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. «Ежик».
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.

Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»

Скороговорка

Скороговорки на произношение звука «р».

Основные приемы постановки:

  1. По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
  2. Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
  3. Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Способ

Способы постановки звука «р».

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Что такое ротацизм

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.

При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.

Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.

Ра, ра, ра — теплая нора.

Ра, ра, ра — тонкая кора.

Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.

Ры, ры, ры — добежали до горы.

Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.

Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:

  1. Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
  2. Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
  3. Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
  4. Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).
Упражнение

Упражнения для развития произношения звука «р» по Хватцеву.

Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».

На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.

На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.

Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».